Логотип
  1. Избранное
  2. Ссылки
  3. Книга памяти

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

  1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 
  2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Локальные акты

Приказ №27/1-ОД от 31.08.2023г. "Об утверждении Положения о формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ №24" (открыть)

Приказ №238/2-ахд от 07.08.2023г. "Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ №24 в 2023-2024 учебном году" (открыть)

приказ №52/1-ахд от 13.02.2023 "О проведении мероприятий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8 классов МБОУ СОШ №24 в 2022-2023 учебном году"

приказ Управления образования №123 от 13.02.2023 "О проведении мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 8 классов МБОУ СОШ №24"

Нормативные документы по формированию и оценке функциональной грамотности

Федеральные документы

Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" 

Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериях оценки качества общегоо образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению  качества образования в субъектах Российской Федерации»

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении  работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Приказ Министерства образования и науки от 18.10.2023 №02/2550«Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области на 2023/2024 учебный год» (открыть)

Банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности

Читательская грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Финансовая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Глобальные компетенции - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Естественнонаучная грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Креативное мышление - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

Открытые задания PISA на официальном сайте  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности 

https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/

Рекомендации ФГБНУ «ИСРО РАО» по организации и проведению апробации заданий по функциональной грамотности для учащихся 6-10 классов 

 

Методические материалы по формированию и оценке функциональной грамотности

Контрольно-измерительные материалы  по курсу «Функциональная грамотность» 1-4 классы (открыть)

Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)

Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)

Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России)

Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)

О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)

Последние новости

  • 23.04.2024

    Весна — это не только время пробуждения природы, но и пора обновления и перемен. Это традиционный период наведения чистоты  школьной территории и неотъемлемая часть общешкольной жизни. В весеннем субботнике приняли участие все  обучающиеся школы, их родители и учителя. Даже самые юные ученики – наши первоклашки не отставали от других и наводили порядок наравне со старшими участниками. Субботник – прекрасный способ проявить наше желание жить в чистоте, всем вместе пообщаться на открытом воздухе! Все потрудились на славу! Фотоотчет смотрите в нашей Галерее! (ссылка)

  • 19.04.2024

    16 апреля обучающиеся пятых классов  приняли участие в математической игре «Первые в космосе», приуроченной ко Дню космонавтики.

  • 28.03.2024

    Уважаемые посетители сайта! Предлагаем Вам ознакомиться с правилами оказания психологической поддержки людям, оказавшимся в экстремальной ситуации, в зависимости от вида реагирования: агрессия, истерика, слезы, апатия, страх, тревога. Данные рекомендации разработаны психологами МЧС РФ (https://vk.com/wall-79100776_12808)

На нашем веб-сайте мы используем файлы cookie. Некоторые из них необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают нам улучшить этот сайт и удобство использования (отслеживающие файлы cookie). Вы можете решить для себя, хотите ли вы разрешить использование файлов cookie или нет. Обратите внимание, что если вы их отклоните, вы не сможете использовать все функции сайта.