Дети с общим недоразвитием речи в общеобразовательной школе

Автор: Администратор.

В сентябре 2016 года были обследованы 72 первоклассника в школе №24. На логопункт были зачислены 15 обучающихся из 1-х классов, из них 13 человек с диагнозом: общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР принадлежат к той категории обучающихся, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Изучение проявлений речевых нарушений у обучающихся начальных классов показывает, что у части из них несформированность языковых средств менее выражена (НВОНР – не резко выраженное общее недоразвитие).

При этом у всех детей остаётся недостаточная сформированность фонематических процессов, степень выраженности которых может быть различной. Количественный состав словарного запаса обучающихся данной группы детей шире и разнообразней, чем у школьников, имеющих выраженное ОНР. Однако и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций.

Что касается детей с ОНР, то все перечисленные отклонения в формировании средств языка более грубо выражены.

Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. У детей ещё нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьёзные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Для них характерны ошибки, связанные с неформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:

  1. Ошибки предложно-падежного управления;
  2. Ошибки согласования имён существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.;
  3. Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;
  4. Различные деформации предложений: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том числе пропуск главных предложения); пропуск предлогов; слитное написание 2-3 слов; неправильное определение границ и т.д.;
  5. Различные деформации слого-буквенного состава слова («разорванные» слова, пропуски слогов; недописывание слогов и т.д.).

В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки – недописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ).

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок.

Самостоятельные письменные работы обучающихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка.

Для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

Данное содержание для детей с ОНР составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребёнка и структуре дефекта.

Поскольку глобальная задача коррекционного обучения детей с ОНР – создание предпосылок для успешной учебной деятельности в классе, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка всемерно необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, т.е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развёрнутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т.д..

В течение второго этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма. Основной целью третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

 

Используемая литература:

А.В.Ястребова «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений».

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией».

Печать