Первая школьная библиотека Озёрска
15 ноября 1947 г. на улице Школьной (ныне — Ермолаева) открылась первая школа в нашем городе — школа №1 (сейчас в этом здании размещается Станция юных техников). В первом выпуске первой школы города было всего пять десятиклассников! Но именно с нее начинается история народного образования в Озёрске. Она стала кузницей кадров, через неё прошла основная масса известнейших учителей города, многие замечательные педагоги школы стали директорами, завучами, руководителями высокого класса, заслуженными педагогами.
В 1950-51 уч. г. школа № 1 была переведена в новое здание по улице Лермонтова и стала называться школой № 8, а позже — школой № 24.
Жили дружно. Ребята «пропадали» в школе с утра до вечера: кто в кружках, кто в хоре, кто в библиотеке. Школьная библиотека располагалась на том же месте, что и сейчас — на втором этаже правого крыла здания. К просторному, светлому помещению с книжными стеллажами и каталожными ящиками относились трепетно, как к храму. Это и понятно — книг было мало, купить трудно. Основную литературу брали в школьной библиотеке. Библиотека работала весь день, можно было взять книгу во время перемены, а можно посидеть почитать вечером. Один из «хитов» того времени — только появившаяся десятитомная детская энциклопедия (знаменитые «желтые» обложки), ставшая настольной книгой многих ребят.
И отношение к книге было соответствующим — библиотечную книгу оборачивали газетой, относились к ней бережно, листочки не загибали. Этому учила своих читателей Валентина Васильевна Мокичева, первый библиотекарь школы № 24. Красивая, статная, приветливая и улыбчивая женщина, профессионал библиотечного дела. У нее был порядок во всем, и своих юных читателей она приучала к аккуратности. С начальной школы Валентина Васильевна прививала своим читателям любовь к книге и чтению. Она много внимания уделяла индивидуальной работе, стараясь к каждому читателю найти свой подход, с учетом его возраста и интересов. Проводила много библиотечных уроков, знакомила читателей с книжными новинками, проводила обзоры периодики.
Валентина Давыдовна Дубова, работавшая в библиотеке школы № 24 после В.В.Мокичевой вспоминает: «Когда я пришла в работать в библиотеку (в ноябре 1970 года), я была приятно поражена. В школьной библиотеке были и алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека статей. Инвентарный учет, ежедневная статистика, заголовки для выставок — все было в идеальном порядке, как полагается. Для того времени это было удивительно».
Преподаватель математики, Почетный гражданин Озёрска, Галина Георгиевна Быковченко пишет об этом времени: «60–70 гг. В это время в школе № 24 был очень сильный педагогический коллектив. Хорошие, грамотные специалисты работали в обстановки сплоченности и взаимопонимания.
Школьный библиотекарь Валентина Васильевна Мокичева была членом коллектива. Она присутствовала на всех педсоветах и совещаниях, участвовала во всех учительских вечерах. Это не только праздники, но и тематические литературные вечера. Валентина Васильевна была очень интеллигентным, читающим человеком, аккуратным во всем.
1965г. — начало физико-математической направленности школы. Начинали трудно. Не было специальных учебников. Учителя-предметники стажировались в Москве в математической школе при МГУ.
А в родной 24 школе главным помощником была библиотекарь Валентина Васильевна Мокичева. Она выписывала необходимые журналы: «Квант», «Математика в школе» и др. Учителям в работе очень помогала картотека периодических изданий, которую вела Валентина Васильевна.
В то время работа классного руководителя была интенсивной и напряженной. Большое значение придавалось проведению политинформаций и классных часов. Валентина Васильевна выступала на классных часах, знакомила ребят с новинками художественной литературы. А для учителей на педсоветах проводила обзоры новой методической литературы. Валентина Васильевна рассказывала классным руководителям о читательских предпочтениях их детей. В то время большое значение предавалось Ленинскому зачету. В него входила оценка политической, общественной и учебной работы каждого ученика. Администрация школы назначала комиссию, куда входила и школьный библиотекарь Валентина Васильевна Мокичева. Ребята относились к Ленинскому зачету очень серьезно».
4 ноября 1970 года в библиотеку школы № 24 пришла работать Валентина Давыдовна Дубова. Она проработала здесь 16 лет, до 1986 года. Вспоминая о том времени, Валентина Давыдовна прежде всего говорит о той теплой, дружеской атмосфере, что царила в школе. Библиотекарь был полноправным членом педагогического коллектива, постоянным членом педсовета школы. Школа принимала участие во всех городских конкурсах, а месте со школой — и библиотекарь.
Любимым детищем Валентины Давыдовны был созданный ею «Клуб Почемучек». Из года в год на открытых уроках, проходивших в ходе фронтальных проверок ГОРОНО, директора и педагоги других школ высоко оценивали профессионализм школьного библиотекаря. «Ну почему Вы не учитель, у вас педагогический талант!» — часто слышала в свой адрес Валентина Давыдовна. И отвечала: «Библиотекарь — тоже педагог».
Школьный библиотекарь зачастую кроме своей, библиотечной работы выполняет еще множество функций. Вот и В. Д. Дубова замещала отсутствующих учителей; проверяла технику чтения у первоклашек; работала секретарем. Попутно вела большую работу по сбору и оформлению материалов для музея истории школы; летом руководила детьми, работавшими на пришкольном участке; ходила по домам, переписывая будущих первоклассников; ездила с учениками в поездки…. Очень тесным было сотрудничество с пионерской организацией. Пионерская дружина школы носила имя Павлика Морозова и обычным делом были поездки по «морозовским» местам. Путешествуя вместе с учениками, В. Д. Дубова побывала в Волгограде и на Дальнем Востоке…
После ухода Валентины Давыдовны в библиотеке недолгое время работала Алла Владимировна Игнатовская. Ее сменила Ирина Михайловна Симонян, которая после года работы ушла в школу № 29, где работает и сейчас.
А затем, в 1998 г. в библиотеку пришла Елена Павловна Бодунова, которая задержалась здесь на 14 лет. Предоставим ей слово: «Моя трудовая деятельность в школе № 24 началась 18 января 1998 года. Опыт самостоятельной работы был минимальным: в 1996-97 гг. замещала библиотекаря 29-й школы.
На новом месте всё было другим: дети, учителя, библиотека. Сразу пришлось вникать в разные учебные программы; знакомиться с коллективом и одновременно изучать библиотечный и учебный фонды.
Своей основной задачей всегда считала не только приобщение ребят к чтению, но и обучение их поисковой и творческой деятельности. Так в течение нескольких лет сформировались циклы занятий, в первую очередь, для младших классов.
Частично переработанные задания по справочникам и энциклопедиям выросли в творческие и научные проекты; совместное чтение книг детьми и родителями – в обеды на конкурсах.
Каждый год работы в школе учил чему-то новому и в профессиональном, и в человеческом плане. Уйти пришлось по состоянию здоровья в августе 2012 года. Прощание со школой было очень тёплым, искренним, а отношения с коллективом сохраняются до сих пор».
Сегодня в библиотеке школы №24 работаю я, Елена Юрьевна Фесик. Рассказывать о себе трудно. Поэтому пусть прозвучит мнение обо мне коллег по работе в Центральной детской библиотеке. Отрывок из сборника «Есть по соседству библиотека…», посвященному школьным библиотекарем.
«Сейчас в библиотеке 24-ой школы появился новый библиотекарь — Елена Юрьевна Фесик. Опытный специалист, отдавший библиотечному делу половину своей жизни. «Библиограф-исследователь, библиотекарь от Бога», — отзывается о ней В. Н. Козлова, работавшая вместе с Еленой Юрьевной на Абонементе 1-4 классов в ЦГДБ.
О Елене Юрьевне коллеги отзываются как об «абсолютно «детском» человеке». Ее стихия — массовая и индивидуальная работа с читателями. Много лет проработав на Младшем абонементе ЦГДБ, она совершенно точно знает, чем увлечь ребят. О чем бы Е.Ю. Фесик не рассказывала — читатели слушают ее с раскрытым ртом и широко распахнутыми глазами.
Е. Ю. Фесик — ученица Ираиды Ивановны Тихомировой, доцента Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств, признанного авторитета в области детской литературы и руководства чтением. На протяжении многих лет Елена Юрьевна не теряет связь со своим педагогом.
Книжный человек, знаток детской литературы, Елена Юрьевна старается не только рассказывать о книгах, ей хочется подтолкнуть юного человека к размышлению. Поэтому так любит она диалоговые формы работы — обсуждения, диспуты. Несколько лет на абонементе «Юность» ЦГБ она вела дискуссионный молодежный клуб. Так что библиотека первой школы Озёрска — в надежных руках!».
Со своей стороны заверяю, что постараюсь оправдать доверие коллег.
Педагог–библиотекарь
Фесик Е.Ю.