Логотип
  1. Избранное
  2. Ссылки
  3. Книга памяти

В сентябре 2016 года были обследованы 72 первоклассника в школе №24. На логопункт были зачислены 15 обучающихся из 1-х классов, из них 13 человек с диагнозом: общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР принадлежат к той категории обучающихся, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Изучение проявлений речевых нарушений у обучающихся начальных классов показывает, что у части из них несформированность языковых средств менее выражена (НВОНР – не резко выраженное общее недоразвитие).

При этом у всех детей остаётся недостаточная сформированность фонематических процессов, степень выраженности которых может быть различной. Количественный состав словарного запаса обучающихся данной группы детей шире и разнообразней, чем у школьников, имеющих выраженное ОНР. Однако и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций.

Что касается детей с ОНР, то все перечисленные отклонения в формировании средств языка более грубо выражены.

Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. У детей ещё нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьёзные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Для них характерны ошибки, связанные с неформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:

  1. Ошибки предложно-падежного управления;
  2. Ошибки согласования имён существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.;
  3. Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;
  4. Различные деформации предложений: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том числе пропуск главных предложения); пропуск предлогов; слитное написание 2-3 слов; неправильное определение границ и т.д.;
  5. Различные деформации слого-буквенного состава слова («разорванные» слова, пропуски слогов; недописывание слогов и т.д.).

В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки – недописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ).

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок.

Самостоятельные письменные работы обучающихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка.

Для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;
  • сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Данное содержание для детей с ОНР составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребёнка и структуре дефекта.

Поскольку глобальная задача коррекционного обучения детей с ОНР – создание предпосылок для успешной учебной деятельности в классе, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка всемерно необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, т.е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развёрнутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т.д..

В течение второго этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма. Основной целью третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

 

Используемая литература:

А.В.Ястребова «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений».

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией».

Последние новости

  • 19.09.2025

    В сентябре в школьной библиотеке прошла экскурсия для ребят из 1»А» и 1 «Б» классов. Дети узнали, почему библиотека так называется, что там хранится, о разнообразии книг и журналов, о том, как устроена библиотека, как правильно обращаться с книгами и где их искать. Познакомились с правилами поведения и пользования библиотекой.

  • 10.09.2025

    Школьный праздник посвящения первоклассников в движение «Орлята России»

    В этот день, 5 сентября,  в стенах родной школы царит особое волнение и радостное ожидание — день, наполненный смыслом, теплом и гордостью. В этот светлый момент маленькие первооткрыватели, только вступившие на путь знаний, становятся полноправными членами большого и дружного движения — «Орлята России».

    В воздухе — атмосфера торжества и вдохновения. Каждый из первоклассников  делает свой первый шаг в большую жизнь, полную открытий, испытаний и побед. В их глазах — блеск любопытства, в сердцах — готовность учиться, дружить и быть полезными.