Логотип
  1. Избранное
  2. Ссылки
  3. Книга памяти

В сентябре 2016 года были обследованы 72 первоклассника в школе №24. На логопункт были зачислены 15 обучающихся из 1-х классов, из них 13 человек с диагнозом: общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР принадлежат к той категории обучающихся, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Изучение проявлений речевых нарушений у обучающихся начальных классов показывает, что у части из них несформированность языковых средств менее выражена (НВОНР – не резко выраженное общее недоразвитие).

При этом у всех детей остаётся недостаточная сформированность фонематических процессов, степень выраженности которых может быть различной. Количественный состав словарного запаса обучающихся данной группы детей шире и разнообразней, чем у школьников, имеющих выраженное ОНР. Однако и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций.

Что касается детей с ОНР, то все перечисленные отклонения в формировании средств языка более грубо выражены.

Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. У детей ещё нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьёзные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Для них характерны ошибки, связанные с неформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:

  1. Ошибки предложно-падежного управления;
  2. Ошибки согласования имён существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.;
  3. Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;
  4. Различные деформации предложений: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том числе пропуск главных предложения); пропуск предлогов; слитное написание 2-3 слов; неправильное определение границ и т.д.;
  5. Различные деформации слого-буквенного состава слова («разорванные» слова, пропуски слогов; недописывание слогов и т.д.).

В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки – недописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ).

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок.

Самостоятельные письменные работы обучающихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка.

Для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;
  • сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Данное содержание для детей с ОНР составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребёнка и структуре дефекта.

Поскольку глобальная задача коррекционного обучения детей с ОНР – создание предпосылок для успешной учебной деятельности в классе, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка всемерно необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, т.е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развёрнутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т.д..

В течение второго этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма. Основной целью третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

 

Используемая литература:

А.В.Ястребова «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений».

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией».

Последние новости

  • 30.06.2025

    28 июня 2025 года школа №24 выпустила из своих объятий тех, кто еще вчера казался несмышлёными первоклашками. Вот они, наши взрослые дети, в строгих костюмах и воздушных платьях, а в уголках глаз видится, что это всё те же малыши, что когда-то боялись заходить в класс.

    В этот день в актовом зале школы состоялась официальная церемония вручения аттестатов о получении среднего общего образования выпускников 2025 года. Под звуки торжественной музыки на сцену, украшенную шарами и гирляндами, выходили герои праздника - выпускники 11 А класса. Им вручали документ,  открывающий тысячи дверей, дающий хороший старт в будущую профессию. 

  • 30.06.2025

    В жизни каждого школьника есть моменты, которые остаются в памяти навсегда. Один из них - вручение аттестатов об основном общем образовании. Для кого-то впереди еще два учебных года в школе, наполненных новыми возможностями и открытиями. Для других - прощание с первой ступенью школьной жизни, с учителями, ставшими почти родными,  с классом, который за 9 лет превратился в настоящую семью.

    Зал украшен шарами, звучит музыка, волнуются родители, а выпускники в нарядных платьях и костюмах стараются сохранить спокойствие. Но в разгар праздника многим сдержать эмоции было почти невозможно.

  • 16.06.2025

    Сегодня  11 июня в лагере  КТД-коллективное творческое дело. Предлагаем вашему вниманию репортаж с места событий.