Логотип
  1. Избранное
  2. Ссылки
  3. Книга памяти

ГОСТ Р 22.3.03-94

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СТАНДАРТА)

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Обеспечение безопасности людей в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия (военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

2.2. Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться:

- снижением вероятности возникновения и уменьшением возможных масштабов источников природных, техногенных и военных ЧС; 
- локализацией, блокированием, подавлением, сокращением времени существования, масштабов и ослабления действия поражающих факторов и источников ЧС; 
- снижением опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных требований к расселению людей, рациональному размещению потенциально опасных и иных производств, транспортных и прочих техногенно опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию объектов с внутренне присущей безопасностью и средствами локализации и самоподавления аварий, а также путем рациональной планировки и застройки городов и других населенных пунктов, строительства специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответствующих объемно-планировочных и конструктивных решений; 
- повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья людей; 
- организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала аварийных и прочих объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий источников ЧС, а также осуществлением аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения на территориях, подвергшихся воздействию разрушительных и вредоносных сил природы и техногенных факторов; 
- ликвидацией последствий и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды, подвергшихся воздействию при ЧС.

2.3. Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. 
Мероприятия по защите людей от источников ЧС должны планироваться в объемах, гарантирующих непревышение нормативного воздействия на них возможных поражающих факторов для расчетной ЧС. 
В условиях возникновения ЧС мероприятия по защите должны осуществляться в объемах, обеспечивающих непревышение допустимого нормативного воздействия на людей реализовавшихся поражающих факторов. 
Если в силу складывающихся обстоятельств установленные нормативы допустимых опасных воздействий могут быть превышены, мероприятия по защите людей надлежит проводить по направлениям и в масштабах, позволяющих максимально ослабить это воздействие.

2.4. Потенциальная угроза жизни и здоровью населения в ЧС может реализоваться вследствие высвобождения в природную среду обитания человека больших количеств сконцентрированной энергии, опасных и вредных для жизни и здоровья людей веществ и агентов при:

- непосредственном воздействии на людей стихийных сил природы, поражающих факторов техногенных аварий и катастроф, а также применении современных средств вооруженной борьбы; 
- высвобождении в природную среду обитания человека больших количеств сконцентрированной энергии, опасных и вредных для жизни и здоровья людей веществ и агентов; 
- разрушении энергонасыщенных и других потенциально опасных объектов, установок и технических систем промышленного, экспериментально-производственного, исследовательского и складского назначения; 
- разрушении и критическом нарушении работы систем или объектов жизнеобеспечения людей в местах проживания.

2.5. Защите в ЧС подлежит все население с учетом численности и особенностей составляющих его основных категорий и групп облей на конкретных территориях: демографических (возраст, пол), по состоянию здоровья) уровень общей сопротивляемости организма действию экстремальных факторов и неблагоприятных условий жизни и быта, физическая и психическая способность к коллективным и самостоятельным защитным действиям, к пользованию средствами индивидуальной защиты) и т. д. Эти особенности подлежат учету при выборе эффективных, социально обоснованных и экономически реальных вариантов защиты, соответствующих специфике защищаемых контингентов, при разработке планов защиты населения в ЧС на подконтрольных территориях, а также при организации и проведении всесторонней подготовки к выполнению намеченного комплекса защитных мероприятий.

2.6 . Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных территориях и с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами производственной и социальной инфраструктуры; наличия, номенклатуры, мощности и размещения потенциально опасных объектов; характеристик, в том числе по стоимости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и других местных условий.

2.7. Систему защиты населения в ЧС следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по результатам:

- анализа вероятности возникновения на данной территории и на отдельных ее элементах ЧС; 
- прогнозирования характера, масштабов и времени существования вероятных ЧС; 
- оценки возможных факторов риска, интенсивности формирования и проявления поражающих факторов и воздействий источников ЧС; 
- оценки особенностей техносферы и населения подконтрольной территории и ее элементов по показателям и характеристикам согласно 2.5 и 2.6. 
Для выделенных зон опасности и согласно совокупным характеристикам относящихся к ним территорий, объектов техносферы и населения, необходимо разрабатывать типовые варианты защиты населения и проводить мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям в экстремальной обстановке. Типовые варианты защиты должны служить основой для выбора рабочего плана действий на данной территории при конкретной ЧС. 
При необходимости принятый в качестве рабочего план следует корректировать в соответствии со складывающейся обстановкой.

2.8. Объемы и сроки проведения мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения определяют исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях ЧС мирного времени. 
Достаточный уровень заблаговременной подготовки системы защиты населения для военного времени определяют исходя из условия равной безопасности населения нашей страны и стран возможного противника. 
Мероприятия по защите населения в ЧС следует планировать и проводить при рациональном расходовании материальных и финансовых ресурсов, максимальном использовании существующих, дооснащаемых и вновь создаваемых производств, зданий и сооружений и объектов инфраструктуры, технических защитных и спасательных средств, приспособлений, специальной оснастки, профилактических и лечебных препаратов и прочего имущества.

Источник: ГОСТ Р 22.3.03-94

 

ПЛАКАТЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ (ПОРТАЛ МЧС РОССИИ)

Аварийно-спасательные службы

Подготовка работающего населения в области гражданской обороны

Основы государственной политики РФ в области гражданской обороны

Первая помощь

Порядок действий населения по сигналу ГО при нахождении дома

Порядок действий населения по сигналу ГО при нахождении на работе

Средства индивидуальной защиты

Тревожный чемоданчик

Убежища

Эвакуация населения

Последние новости

  • 24.11.2025

    7 рекомендаций педагога-психолога для родителей школьников.

    1. Развитие происходит из точки покоя. 
    Чтобы развиваться интеллектуально, ребенок должен находиться в эмоционально комфортном состоянии. Сильные эмоции, возникающие в стрессе, тормозят интеллектуальную деятельность. Ребенок, переживающий по поводу отношений в семье или школе не способен к полноценному развитию своего интеллекта. Организуйте своему ребенку спокойную атмосферу дома и в школе. 

    2. Организация и структура. 
    Структурировать деятельность ученика начальной школы - задача родителей. К 16-17 годам у подростка созревают те зоны коры головного мозга, которые отвечают за волю и целеполагание. Пока произвольность поведения у ребенка не сформирована, заниматься организацией времени ребенка - ваша задача. Контролируйте процесс обучения, постепенно делегируя ребенку ответственность за него. 

    3. Оценки - не фетиш. 
    В оценочной школьной системе важно не упустить главное: задача ребенка в начальных классах - научиться учиться, сформировать вкус к получению новых знаний, задача родителей - поддерживать его интерес. Смещайте фокус внимания с отметок на то, что показалось интересным вашему ребенку в течении школьного дня, что впечатлило его, какие мысли и чувства были с этим связаны. Проявляйте искренний интерес, спрашивайте, обсуждайте. 

    4. Ошибки - это естественно. 
    Допускать ошибки вполне нормально. Ведь именно они маркируют процесс обучения. Если нет ошибок, значит действие уже освоено и обучение не происходит. Ребенку имеет смысл указывать на его ошибки, но без сильного эмоционального акцента на них. 

    5. Ваш пример - важен. 
    Ребенок обладает так называемой "функцией следования", он копирует поведение значимых взрослых, научаясь таким образом родительским моделям поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был активен в учебе, в познании - будьте активны, развивайтесь, живите насыщенно и интересно. 

    6. Избегайте критики. 
    Родитель выполняет для ребенка функцию "зеркала", отражая его, давая информацию о том, каков он. Когда ребенок слышит, что он глуп, ленив, невнимателен и т.п., он дополняет этими качествами образ себя. И вместо того, чтобы получить ребенка внимательного вместо невнимательного, критикующий родитель получает ребенка, знающего, что невнимателен. Ничего больше. 

    7. Отмечайте успехи, хвалите 
    В этим пункте можно рассматривать похвалу, как один из вариантов позитивного подкрепления. Туда же относятся улыбка, ласковые слова, благодарность. В ребенке заложено желание нравиться своим взрослым. Когда вы подкрепляете действие ребенка своей искренней положительной реакцией, это действие имеет свойство усиливаться. В то время как неподкрепляемое действие склонно угасать. Обратите внимание, подкреплять желаемое действие у ребенка необходимо либо вовремя, либо сразу после его осуществления. Поощряйте, от всей души радуйтесь его успехам! 

    И самое главное - любите! Безотносительно успеваемости, прилежания и послушания. Ведь по сути, наши дети не должны быть отличниками и медалистами, не должны вызывать своими успехами восторг и восхищение, не должны быть нашей лучшей инвестицией, или блестящим проектом. Они просто должны быть СЧАСТЛИВЫ! 

    Удачного учебного года вам и вашим детям!

    Педагог-психолог Кристина Сергеевна Хованова

  • 18.11.2025

    Всероссийский день правовой помощи детям и в нашей школе проводится традиционно 20 ноября в рамках межведомственной правовой акции «Я и закон».

    В этом году мы провели просветительские мероприятия 10 и 17 ноября. Такие встречи — это отличная возможность предупредить проблемы, воспитать в ребятах уважение к закону, создать атмосферу заботы и внимания к проблемам детей. Мы уверены, что полученные знания помогут нашим школьникам стать сознательными и ответственными гражданами!

  • 17.11.2025

    14 ноября в ДК Маяк состоялся праздничный концерт, посвященный Дню сотрудника органов внутренних дел.

    Отряд «Озерские зори» ( 3-В класс)  выступил с поздравлением и пожеланиями успехов в нелегкой, порой опасной, но очень нужной работе.