Логотип

Дети с общим недоразвитием речи в общеобразовательной школе

В сентябре 2016 года были обследованы 72 первоклассника в школе №24. На логопункт были зачислены 15 обучающихся из 1-х классов, из них 13 человек с диагнозом: общее недоразвитие речи.

Дети с ОНР принадлежат к той категории обучающихся, которая нуждается в логопедической помощи в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определённой мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Изучение проявлений речевых нарушений у обучающихся начальных классов показывает, что у части из них несформированность языковых средств менее выражена (НВОНР – не резко выраженное общее недоразвитие).

При этом у всех детей остаётся недостаточная сформированность фонематических процессов, степень выраженности которых может быть различной. Количественный состав словарного запаса обучающихся данной группы детей шире и разнообразней, чем у школьников, имеющих выраженное ОНР. Однако и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций.

Что касается детей с ОНР, то все перечисленные отклонения в формировании средств языка более грубо выражены.

Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. У детей ещё нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространёнными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

Подобные сглаженные отклонения в развитии устной речи описанной группы детей в совокупности создают серьёзные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма. Для них характерны ошибки, связанные с неформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:

  1. Ошибки предложно-падежного управления;
  2. Ошибки согласования имён существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.;
  3. Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;
  4. Различные деформации предложений: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том числе пропуск главных предложения); пропуск предлогов; слитное написание 2-3 слов; неправильное определение границ и т.д.;
  5. Различные деформации слого-буквенного состава слова («разорванные» слова, пропуски слогов; недописывание слогов и т.д.).

В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки – недописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ).

Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок.

Самостоятельные письменные работы обучающихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка.

Для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;
  • сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Данное содержание для детей с ОНР составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребёнка и структуре дефекта.

Поскольку глобальная задача коррекционного обучения детей с ОНР – создание предпосылок для успешной учебной деятельности в классе, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка всемерно необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, т.е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развёрнутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т.д..

В течение второго этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма. Основной целью третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР на логопедическом пункте общеобразовательной школы.

 

Используемая литература:

А.В.Ястребова «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений».

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией».

Печать E-mail

На нашем веб-сайте мы используем файлы cookie. Некоторые из них необходимы для работы сайта, в то время как другие помогают нам улучшить этот сайт и удобство использования (отслеживающие файлы cookie). Вы можете решить для себя, хотите ли вы разрешить использование файлов cookie или нет. Обратите внимание, что если вы их отклоните, вы не сможете использовать все функции сайта.